Выставка «Извоз Нарымского края»

17 июля 2014

Выставка «Извоз Нарымского края»

С 19 мая в музее начинает работать выставка под названием «Извоз Нарымского края», которая продлится до конца июня.На выставке представлена экспозиция постоялого двора, экспонаты музея которые непосредственно относятся к извозу — это лошадиная упряжь,коллекция поддужных колокольчиков,одежда, товар, который везли в город и обратно. Здесь вы можете услышать воспоминания местных жителей Сухушина Георгия Глебовича, Новосельцева Клавдия Евгеньевича, о тех трудностях, которые преодолевали «дорожные» на пути до Томска и обратно.

 

 

 

 

Во второй половине 19 века важную роль в хозяйстве Томской губернии по-прежнему играл гужевой транспорт. По трактам тянулись обозы с товарами, тряслись на ухабах повозки с проезжающими, везли почту. Тракты соединяли Томск со всеми городами губернии, включая Нарым. В 1880-ые годы через Томск ежегодно провозилось до трех млн. пудов клади, извозом занимался каждый пятый житель губернии.

Извоз был одним из основных зимних занятий для жителей Нарымского края(из называли «низовскими»).  В Томск по зимнику везли мясо, рыбу, пушнину, кедровый орех. Обратно –мануфактуру, муку, соль, вино. Ходили и в Тюмень, там дороже продавали орех.  

Обозы шли в любую погоду. Зимой на санях из-за сильного мороза было невозможно сидеть, людям приходилось бежать рядом что бы согреться. Страдали от холода и лошади. Из воспоминаний: «Однажды, в январе, так прихватило что передняя лошадь идти не могла: ноздри морозом схватило. Пройдет 3-4 км. и стоит, задыхается. Прочищаешь ей нос, а там уже все в крови. Задним лошадям полегче, они носами об передние возы трутся».

Расстояние от Парабели до Томска(500 км.) преодолевали  за 13-14 суток. Нередко этот путь был не безопасным. Одним из опасных явлений на сибирских дорогах были грабежи.

Но тишину приобских просторов все чаще стали оглашать зычные пароходные гудки . между пароходным и гужевым транспортом сложилось своеобразное разделение труда. Зимой, по санному пути, товары Нарымских купцов везли в Томск. А в течении летней навигации доставлялись необходимые для севера продукты.